Невозможные тени (Пиранези и Белотто)

Набор изображений известных мест с невозможными тенями с обоснованием их невозможности в современных условиях и возможности таких теней в случае отличного от настоящего расположения полюсов. Случайностей не бывает.

Толчком послужили заметки у Андрея Степаненко и neogeschichte.

Поэтому первые экспонаты именно их находки.

1. Бернардо Белотто. Римский Форум. ок. 1743.

Обратите внимание на здание с башней на заднем плане — Дворец Сенаторов (Табулярий). Стена обращённая к зрителю — в тени. А что это значит? Азимут тени должен быть южнее азимута стены, то есть меньше 213°:

Солнце на картине Белотто светит примерно с северо-северо-востока, также, как и на рисунке Пиранези, что невозможно на современной широте Рима.

Белотто даёт нам подсказку, чтобы определить высоту Солнца.

40°-44°, пусть будет 42°.

Допустим полюс в Небраске.
Широта Рима тогда будет 12,61°С.
На этой широте в день летнего солнцестояния Солнце на высоте 42° будет утром в 8:55 азимут 250° и вечером в 15:30 азимут 110°
Разница между полюсом в Небраске и современным — 46,07°.
Получаем 203,93° для утра и 63,93° для вечера. 203,93° южнее азимута стены Дворца Сенаторов на 9°, что вполне удовлетворяет условиям освещения на картине Белотто.

Таким образом, тень на картине Белотто вполне могла получиться утром дня летнего солнцестояния при полюсе в Небраске.

2. Джованни Пиранези. Ватиканский обелиск. ок. 1778.

Тень от Ватиканского обелиска на этой гравюре падает с азимутом 195° — Солнце светит с северо-северо-востока, что невозможно на широте Рима в современных условиях.

Высота обелиска 41 м.
Длина тени 26 м.
Азимут 195°.
Отклонение от нулевого меридиана 360°-195°=165°.
Разница между СП0 и СПН — 46,07°.
Широта Ватикана при полюсе в Небраске — 12,61°С.
На такой широте 21.06 утром обелиск высотой 41 м отбросит тень длиной 26 м по азимуту 246°. Это соответствует отклонению от нулевого меридиана 360°-246°=114°
Если нулевой меридиан из Ватикана направлен на полюс в Небраске, то отклонение от него до тени на гравюре Пиранези составит 165°-46,07°=118,93°
Разница меньше 5°.

Таким образом, тень на рисунке Пиранези могла образоваться в 10 утра дня летнего солнцестояния при полюсе в Небраске.

3. Джованни Пиранези. Пантеон. 17??.
Подсказал Олег Березин в обсуждении у Андрея Степаненко.

Определить направление на Солнце можно по кессонам на куполе. Очевидно, что азимут светила будет точно по центру светового пятна, образованного лучами Солнца из окулюса — отверстия в центре купола. Всего кессонов пять рядов по 28 штук. Будем ориентироваться по кессонам верхнего ряда. Пиранези услужливо предоставил чертёж купола с нужной нам стороны:

Итак азимут солнца в Пантеоне Пиранези — 35°, что в принципе невозможно на широте Рима:

Попробуем определить высоту Солнца на гравюре:

Предположим, что полюс находится в Небраске, тогда Пантеон будет расположен на широте 12,61°С и Солнце находясь на высоте 54° 10-11 августа будет иметь азимут 81° (360°-99°-180°), что вполне соответствует комбинации светового потока и Пантеона на гравюре Пиранези.

9 комментариев к записи “Невозможные тени (Пиранези и Белотто)

  1. Тени на картинах можно конечно использовать для чего-нибудь, но точно не для позиционирования Солнца на местности, поскольку неизвестно, как художник рисовал своё произведение и что он при этом думал — подчеркнуть форму или деталь или показать реальную картину, которую видел в момент наблюдения объекта.
    В общем, на мой взгляд — очень шаткое доказательстно чего бы то ни было

    • Конечно мы не знаем мотивов художников. Но можно попробовать поставить себя на их место. В чём мог выиграть Ватиканский обелиск получив тень, которую невозможно увидеть в реальной жизни? В чём преимущество светового пятна на куполе Пантеона именно в положении вход справа, алтарь слева? И самое главное — в чём смысл значительно усложнять себе работу вычисляя схему освещения очень сложных композиций из разнонаправленных зданий и развалин весьма непростых форм? Вы когда-нибудь пробовали рисовать с натуры? Даже коробку хрущёвки непросто нарисовать в вечерних лучах реалистично, а здесь Рим в условиях освещения, невозможных в реале. Попробуйте выглянуть в окно вечером и нарисовать, то, что Вы видите множество раз ежедневно только под невозможным углом освещения. Ни Пиранези, ни Белотто и вся венецианская банда художников не были идеалистами и творцами только ради искусства. Они были достаточно прагматичными людьми.

  2. Эти все «рисунки и картины» выглядят почти как фотографии.
    Людские фигуры могли потом пририсовать.
    Особенно, картина Белотто подозрительна.

    Да-да, мы все знаем, что фотографию изобрели в…… и т.д.
    Эти технологии выскакивают в нужное время, как чёртики из табакерки.

    Спасибо, что хоть намёки нам дают. И эти «неправильные» тени на картинах — один из намёков.

Добавить комментарий